Главная » 2013 » Февраль » 8 » Исследователи нашли в антарктическом озере "чужих"
Исследователи нашли в антарктическом озере "чужих"
    Ученые говорят, что формы жизни, обитающие в антарктическом озере под 20-метровым слоем льда, были изолированы от внешнего мира на протяжении 2800 лет.   Открытие микроорганизмов, живущих в соленой воде антарктического озера, существенно повышает шансы обнаружить жизнь на ледяных лунах Солнечной системы. Исследователи обнаружили разнообразное сообщество жуков, живущих в темном озере, при температурах от -13С.   Озеро Вида - крупнейшее из нескольких уникальных озер, расположенных в долине МакМердо. Оно не содержит кислорода, является кислотным и, в основном, - замороженным. Помимо этого, содержание оксида азота в озере существенно выше, чем в любом другом водоеме на Земле. Жидкость в озере Вида примерно в шесть раз соленее, чем морская вода.   "Существуют различные озера, в которых вода очень соленая, но такое озеро действительно одно. Оно промерзло почти до самого дна. Остался лишь небольшой участок незамерзшего "рассола" в центре. Уже несколько лет ученые пытались добраться до него ", - заявила в интервью журналистам доктор Кинана Ellis-Evans из Британской антарктической службы (БАС), которая не принимала участия в последних исследованиях.   Она сказала, что открытие микробов, способных существовать при таких низких температурах, - "очень интересное открытие".   Во время полевых кампаний в 2005 и 2010 годах Элисон Мюррей из научно-исследовательского института в Рино, штат Невада вместе с коллегами взяли образцы льда из озера. Ученым из Великобритании пришлось просверлить 3 км льда, покрывавшего озеро Эллсворт, скрытого под ледниками Западной Антарктики. Чтобы избежать загрязнения изолированной экосистемы, они использовали строгие процедуры и специализированное оборудование и работали под безопасными, стерильными палатками на поверхности озера.   Обилие различных химических соединений, присутствующих в озере, привело исследователей к выводу, что химические реакции, происходящие между "рассолом" и богатыми железом отложениями, приводят к образованию закиси азота и молекулярного водорода. Водород, в частности, может обеспечить энергию, необходимую для поддержки жизни микробов. Кроме того, медленная скорость метаболизма этих микробов не требует больших энергетических запасов.   "Это достаточно правдоподобно, что источник жизнеобеспечения и энергии существует исключительно за счет химической реакции между бескислородной соленой водой и камнями", - говорит докторр Кристиан Fritsen.   Если это действительно так, то у нас появляется "совершенно новая основа для размышлений о том, как жизнь может существовать в крио-экосистемах на Земле и в других ледяных мирах Вселенной", - добавила она.   Одним из подобных миров является ледяной спутник Юпитера Европа.   Находка микроорганизмов может стать очень важным открытием, так как вода озера, возможно, была отрезана от внешнего мира полмиллиона лет назад.   В конце прошлого года команда ученых из России добралась до озера Восток. Тогда ученым пришлось пробурить 4 километра льда, но предварительный анализ воды, замерзшей на сверле, не показал присутствия в воде живых организмов.   Алексей Слободян
Просмотров: 490 | Добавил: puma | Рейтинг: 0.0/0