Основатель аэрокосмической исследовательской компании LiftPort Group
Майкл Лэйн заявил о возможности создания лунного лифта: «
UFOleaks
Normal
UFOleaks
2
1
2012-07-18T17:29:00Z
2012-07-18T17:29:00Z
1
785
4478
Информационное поле Земли
37
10
5253
10.2625
Clean
Clean
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:"Times New Roman";}
Основатель аэрокосмической исследовательской компании LiftPort Group Майкл Лэйн заявил о возможности создания лунного лифта: «Мы
изучили этот вопрос достаточно хорошо для того, чтобы сказать, что это
достижимо, интересно и рано или поздно будет создано. Именно поэтому мы
работаем с этой проблемой».
Изначально компания занималась разработкой общей концепции
космического лифта: рекорд высоты, на которую роботы LiftPort
поднимались по специальному тросу, закреплённому на аэростатах, составляет 460
метров. После финансовых трудностей в 2007 году LiftPort
Group переключилась на разработку лунного лифта для
перевозки грузов с кораблей на поверхность Луны и обратно.
НАВЕРХ ПО ТРОСУ
Если построить настоящий «лунный лифт», то у землян будет
возможность ездить туда и в конце концов сделать спутник Земли своей второй
родиной. Его создание давно волнует умы учёных и инженеров. Но реально ли его
создать или это скорее мечты фантастов, а не учёных?
Что это такое - «лунный лифт»? В мыслях возникает трос, по
которому ездит обычный лифт. Один его конец закреплён на Земле, а другой - на
Луне. Но такой вариант неприемлем. Периоды вращения Земли вокруг оси и Луны
вокруг Земли далеко не одинаковы - трос просто намотается на Землю. Вернее,
даже не успеет этого сделать - натянется и порвётся.
Существуют другие варианты конструкции - трос лунного лифта
вовсе не обязательно закреплять на поверхности Земли. Достаточно прикрепить
один его конец на Луне, а затем протянуть его в сторону Земли, но не на всё
расстояние, а только до так называемой точки Лагранжа. Это точка равновесия, где
силы притяжения двух планет уравновешены, и любой объект в этой точке находится
в состоянии покоя. Трос надо протянуть до этой точки, для устойчивости
прикрепив на свободный его конец массивное тело
- космическую станцию или астероид. А до них полезный груз
придётся доставлять с помощью ракеты, откуда он «поедет» на лифте.
Лунный лифт в таком варианте будет довольно устойчивой конструкцией, но не покроет всё
расстояние от Земли до Луны
- это 380 тысяч километров. Длина троса должна составить 50
тысяч километров. Ещё 100 тысяч уйдёт за счёт так называемого «космического
лифта» - такого же троса, как и в лунном лифте, только закреплённого на стороне
Земли. Однако проект космического лифта пока сложнее технологически, чем
лунного. Почему же мы не стали его строить прямо сейчас?
МАТЕРИАЛ ИЗ НАН0ТРУБ0К
Тут есть несколько причин. Трос лифта должен быть сделан из
необычайно прочного материала. Сталь недостаточно прочна, к тому же имеет
большой вес. Стальной трос должен иметь огромную толщину, чтобы выдержать собственный
вес, а чем больше толщина, тем больше и вес...
Уже есть синтетический материал под названием «Зайлон», который теоретически можно использовать для
создания лунного лифта. Также учёные работают сейчас над абсолютно новым суперпрочным
материалом на основе нанотрубок. Работа кипит, но
пока не удаётся получить нанотрубки достаточной длины
и без дефектов. Это дело будущего, может быть? и близкого.
Компания LiftPort Group, работающая уже 9 лет, занимается проектированием
лунного лифта. Ведётся не только разработка его технической реализации, но и
решаются другие проблемы. Например, разрабатывается кабина лифта, которая будет
двигаться по тросу. На сегодняшний день последняя разработка смогла забраться
по подвешенному вертикально тросу на высоту 460 метров. Проводятся конкурсы на
создание наиболее прочных материалов и движущей конструкции для кабины.
Призовой фонд составляет несколько миллионов долларов.
ПУТЬ НА СПУТНИК
Так что создание лунного лифта - дело ближайшего будущего.
Строительство тормозят только технические проблемы, которые потихоньку
решаются.
Один из главных вопросов создания лифта - его
целесообразность. В современном мире эксплуатация Луны не входит в приоритетные
задачи. Это очень затратная тема, которая потребует вложить миллиарды долларов.
Чтобы окупить такой проект, надо его активно использовать, а для этого знать,
какие основные задачи он должен решать.
Как заявляет Лейн, лунный лифт
позволит сэкономить значительные средства на доставке космических аппаратов на
Луну, упростить получение проб лунного грунта, а в перспективе - создать на
спутнике Земли своеобразную заправочную станцию для более длительных миссий.
«Построить лунный лифт проще и дешевле, чем земной: длина
его троса составит около 50 тысяч километров против 100 тысяч для земного, а
материал, подходящий для изготовления троса, уже существует - это синтетическое
волокно зайлон. Кроме того, для вывода оборудования в
космос потребуется менее мощный носитель, части которого могут впоследствии
стать противовесом, необходимым для работы лифта».
Разработчики отмечают, что проект не лишён определённых
сложностей.
В связи с тем, что достраивать и модернизировать конструкцию
придётся в космосе, а не с Земли, в дальнейшем проект может оказаться даже
более дорогостоящим и займёт больше времени. Хотя учёные работают над этим
вопросом, и, вполне возможно, в ближайшие годы он будет решён. Прогресс идёт
семимильными шагами. Может быть, не пройдёт и десяти лет, как создание лунного
и космического лифтов станет приоритетной задачей и «стройкой века». К тому
времени и разработка будет готова, и нужные материалы научатся делать...
Марина НИКИТИНА
|